Анатомия копья Об устройстве копья много не расскажешь. Как правило, оно состоит из двух частей: древка и наконечника (или, как говорили раньше, железка; железко — общее название металлической рабочей части копья, алебарды, топора и других видов древкового оружия). Рыцарские конные пики снабжались также щитком, закрывающим руку, либо упором. К древнегреческим и римским метательным копьям прилагался также ремень — аментум, позволяющий бросить копье дальше. Древки для большинства копий — это обычные палки, лишь слегка обработанные. Длина их колеблется, в зависимости от задач, примерно от полутора метров до четырех с лишком. Маленькие копья почти всегда предполагают метание, длинные для этого не приспособлены. Наконечник может крепиться разными способами. Наиболее известны трубчатый (когда он надевается на древко) и стержневой (когда пробивает древко). Дикие племена иногда просто привязывают наконечник, но вообще-то этот метод больше характерен для первобытных топоров. Форм наконечника известно великое множество. В бронзовый век популярны были в основном формы, соответствующие тому или иному листу растения; как-то раз на археологической конференции один профессор рьяно отстаивал версию, что найденное в Уэльсе древнее копье было завезено с континента... потому лишь, что растения с листьями такого вида в Британии не встречаются. С распространением железа мастера отказались от непременного копирования «ботанических фигур», и появились ромбовидные, мечевидные и другие подобные наконечники. На рисунках к фэнтези копья любят изображать с большим количеством жуткого вида зубцов. На деле зубцами копья снабжали нечасто: железко, оно денег стоит, и вынимать его потом... в общем, вы поняли. Охотничьи снаряды, вроде китобойного гарпуна, действительно зазубривали — дабы добыча не ушла; а из боевых копий такого дизайна удостаивались те, задача которых — воткнуться в щит и там остаться. Вроде пилумов, о которых речь ниже. Дротик, рогатина и все-все-все Оружейная терминология, особенно западная, различает много десятков разновидностей копья. Русская чуть поскупее (она специализируется на ударном оружии, такая, видать, местная специфика). Поговорим о самых известных из истории видах. Пика или копье? В чем разница между пикой и копьем? Как ни странно, на этот счет есть далеко не одно мнение. Не побоюсь сказать, что в литературе — даже специальной — существует немалая путаница. Первая точка зрения — что пика просто длиннее копья. Другими словами, то, что длиннее двух метров — пика, а все, что короче — копье. В таком случае, рогатина, дротик и протазан — копья, а рыцарь и фалангит вооружались пикой. Вторая, менее популярная версия — что различие в форме наконечника. Ориентированный на пробой доспехов узкий наконечник — пика, широкий листовидный — копье. В этой статье я стараюсь придерживаться первой версии, как поддержанной более авторитетными источниками. Но, если вам по душе называть копье пикой, в этом нет большого греха. Тем более что даже сами владельцы боевых копий (или пик?) нередко в этом путались. Дротик Он же — сулица, фрамея или фэйцян, смотря по национальности. Классическое метательное копье: тыкать им в ближнем бою, конечно, можно, но предназначено оно в основном для броска. Типичная длина дротика — около полутора метров, но возможны варианты. Древко дротика не такое мощное, как у пики — ему не надо держать удар, а надо летать подальше. Но длина его, как ни странно это для незнакомых с предметом, имеет первостепенное значение: длинный дротик дальше летает. (А то, чем играют в дартс, называется обычно «метательной стрелкой» и к дротику никакого отношения не имеет. Но в последнее время повелось называть стрелку тоже дротиком; в общем, муха тоже вертолет, только маленький совсем.) Если хотите знать, на какое расстояние его можно швырнуть — ознакомьтесь с таблицей олимпийских достижений. То, что кидают спортсмены — именно дротик. А если серьезно, то считается, что дротик можно кидать на расстояние до 20 собственных длин, а с копьеметалкой (петлей или дощечкой) — вдвое дальше. Дротик возник как охотничье оружие в первобытные времена (тогда его снабжали обычно костяным или роговым наконечником). В античности его сперва начали было вытеснять луки; но оказалось, что у дротика выше пробивная сила, и греческие, а равно римские армии вернулись к «классике». Впоследствии появились более мощные луки, что и ознаменовало конец применения дротика цивилизованными народами. Дикие же обитатели джунглей, вполне возможно, пользуются ими и по сей день. В играх: встречается в стратегиях на римскую и греческую тематику, хотя иногда его вдруг решают сделать непригодным для метания. Из фэнтези-стратегий сходу вспомнился классический Master of Magic, где он служил национальным оружием людоящеров (и в самом деле отличался высокой пробивной силой). В ролевых играх дротики обычно, в дань традиции, моделируются, но толку от них чрезвычайно мало. Впрочем, большинство фэнтези-миров находится на более высокой стадии развития военной техники, так что это можно считать закономерным. Пилум По сути — это разновидность дротика, но такая знаменитая, что грех не посвятить ей отдельную главку. Пилум — дротик римских легионеров, пригодный и для метания, и для ближнего боя. Самая интересная черта пилума (появившаяся, впрочем, не сразу) — длинное, зазубренное железко, чуть ли не в метр длиной, сделанное из мягкого железа. Пилум служил для того, чтобы метнуть его в щит врага: там он застревал и ломался, не давая как следует использовать щит. После чего неприкрытый враг становился уязвим. Было у такого длинного наконечника и еще одно применение: имея дело с галлами, которые не слишком полагались на щиты, а в бой рвались с яростью берсерков, римляне подставляли пилумы под их мечи. Железо у галлов было дрянное, быстро тупилось, а колоть мечами они не умели и не любили... Метали пилум посредством амендума — ремня-копьеметалки. Его римляне, по-видимому, позаимствовали у греческих метателей дротика — пельтастов. Век пилума не закончился с падением Рима. Франкские воины, по-латыни не разумевшие, называли его ангоном, но боевые качества пилума от этого не пострадали. В играх: в Rome: Total War пилум присутствует, но играет роль самого обычного дротика. Особых свойств за ним не замечено ни в одной известной мне игре. Гарпун Еще один ближайший родич дротика, отличающийся зазубренным наконечником и зачастую веревкой, привязанной к его концу. Охотничье оружие, в основном на рыбу или морского зверя, хотя есть и сухопутные вариации. Гарпуны известны также с первобытных времен и просуществовали до наших дней; правда, сегодня их не кидают рукой, а выстреливают из пушки. На войне гарпуны никогда не применялись; впрочем, пару столетий назад покалеченные гарпуном люди порой встречались. Китобои — люди темпераментные, и отношения между собой выясняли порой самым решительным образом. В играх: практически не встречается, только в старенькой Midnight Tale он был лучшим оружием против... белых медведей. Острога Острога или кол — древко без наконечника, просто заточенное или обожженное. Одна из древнейших разновидностей копья. Предназначена для охоты или рыбной ловли; но благодаря распространившимся данным о полезности именно такого оружия против вампира появилась в фэнтези и в играх. Также острогой называют тонкое рыболовное копье с зазубренным наконечником. Кавалерийские пики Конные пики (lances) известны с античности, но в те времена были они по преимуществу дротиками. Как уже упоминалось, без стремян пытаться с разгона поразить кого-то копьем очень опрометчиво: предательский удар наносит закон сохранения импульса. Лошадь продолжает гордо скакать в атаку, а всадник, описав красивую параболу, приземляется в распростертые объятия вражеской пехоты. Однако скифы придумали стремена — и вскоре все профессиональные армии пересаживаются в седла. Еще недавно главной силой войска была пехота, и вот... Для использования с коня нужно самое обычное длинное копье, разве что его стоит снабдить упором (либо на самом копье, либо на доспехах всадника), чтобы удобнее было наносить удар — силушка-то у лошади нешуточная. Делать древко особо прочным нерационально: скорее всего, после атаки копье сломается. Их даже специально облегчали — чтобы сломалось точно. А то вдруг попадешь в дерево — тогда и стремена не удержат. Это интересно: глядя на московский герб со святым Георгием, поражающим змея копьем, вы видите великолепный экземпляр развесистой клюквы. Во-первых, святой Георгий, будучи римлянином, конечно, не мог ни вооружиться таким образом, ни сесть на коня со стременами. Во-вторых, согласно каноническим текстам, он вовсе не сразил дракона копьем, а будучи святым, увещевал его словом божьим. Хотя надо признать, что идея атаковать дракона рыцарским копьем сама по себе неплоха, если дракон не очень поворотлив. До стремян длинную пику с коня пытались использовать парфяне и македонские катафракты; это была обычная пехотная сарисса, привязанная к лошади (то есть всадник не держал ее рукой, а только направлял). Оружие это довольно неуклюжее, и стремена многое изменили в тактике кавалерии. Помимо реального боевого эффекта, атака кавалеристов с копьями еще и чрезвычайно устрашает. Очень трудно не броситься врассыпную, когда на тебя скачет этакий монстр с пикой наизготовку. А кавалерии, ясное дело, только того и надо... Единственным оружием всадника пика не была никогда. К ней обязательно прилагался меч, булава либо бердыш. Причины очевидны. В рыцарские времена пика развилась чрезвычайно. Появился закрывающий руку щиток, и полученное оружие очень мало напоминало изначальный заостренный шест. Возникла и специальная турнирная разновидность с тупым наконечником в форме жемчужины. Внимание — миф: из романа «Айвенго» и фильмов по нему все знают, что на рыцарском турнире можно было выбрать бой на турнирном или боевом оружии. Описан даже красивый церемониал этого выбора. Все это прекрасно, но в действительности такого, конечно, не было: риск и так был достаточно велик. И даже убитый на турнире французский король Генрих II погиб от самого что ни на есть «безопасного» турнирного копья. В играх: обязательное оружие тяжелой кавалерии во множестве стратегий, хотя ее эффект по пробиванию строя в полной мере реализован только в серии Total War. Есть игры, где в качестве элемента реализован рыцарский турнир — например, Defender of the Crown. А на конец 2006 года анонсирован даже симулятор турнирного боя — Ivanhoe: Ashby Tournament. Что забавно, пока там не обещают дать поиграть за самого Айвенго, предлагая в качестве выбора Черного Лентяя (Ричарда Львиное Сердце), Реджинальда Фрон де Бефа или сэра Томаса Малтона, который, хоть и был доблестным рыцарем, на турнире в Ашби, согласно Вальтеру Скотту, не присутствовал. Ultima Online — одна из немногих ролевок, где можно в полной мере воспользоваться конной пикой. Рогатина Она же — загонное копье. Незнакомые с вопросом люди представляют себе что-то странное о двух длинных остриях, на самом же деле у рогатины всего одно острие, и она не слишком отличается на первый взгляд от классического копья. Основные особенности: толстое древко (так, чтобы только-только обхватить рукой) и, зачастую, небольшая перекладина сразу за боевой частью наконечника. Длина — около двух метров. Рогатина — оружие изначально охотничье, предназначенное против кабана, медведя и других крупных и опасных зверей. Такое толстое древко нужно затем, чтобы удержать зверя, уперев тупой конец оружия в землю. Перекладина — затем же (а то, чего доброго, зверюга своим весом навалится на копье и доберется до охотника). Выставив острие вперед на атакующее животное, тупой конец заранее упирали, да еще и придерживали его ногой. На войне рогатина служила оружием против лошадей. Преимущество — все то же: не дает добраться до хозяина. Но всадники вооружились длинными пиками, и пришлось удлинять оружие и пехоте; а следовательно — делать древко тоньше, потому что рогатину в четыре метра не всякий удержит в руках. В качестве атакующего оружия рогатина неудобна: тяжелая и без противовеса. Метать ее охотнику иногда приходилось, но удовольствия он, скорее всего, не получал. В играх: практически не встречается. И это глупо, потому что лучшего оружия против многих фэнтези-монстров и не придумаешь. Правила на этот счет в D&D имеются, хотя и очевидно недостаточные.
|