Shadows-UA
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
разное [91]
разное
Мини-чат
200
Главная » Статьи » Статьи связанные с игрой » разное

Оружие: Факты и заблуждения (продолжение).
Анатомия копья

Об устройстве копья много не расскажешь. Как правило, оно состоит из двух
частей: древка и наконечника (или, как говорили раньше, железка; железко —
общее название металлической рабочей части копья, алебарды, топора и других
видов древкового оружия). Рыцарские конные пики снабжались также щитком,
закрывающим руку, либо упором. К древнегреческим и римским метательным копьям
прилагался также ремень — аментум, позволяющий бросить копье дальше.

Древки для большинства копий — это обычные палки, лишь слегка обработанные.
Длина их колеблется, в зависимости от задач, примерно от полутора метров до
четырех с лишком. Маленькие копья почти всегда предполагают метание, длинные
для этого не приспособлены.

Наконечник может крепиться разными способами. Наиболее известны трубчатый
(когда он надевается на древко) и стержневой (когда пробивает древко). Дикие
племена иногда просто привязывают наконечник, но вообще-то этот метод больше
характерен для первобытных топоров.

Форм наконечника известно великое множество. В бронзовый век популярны были
в основном формы, соответствующие тому или иному листу растения; как-то раз на
археологической конференции один профессор рьяно отстаивал версию, что найденное
в Уэльсе древнее копье было завезено с континента... потому лишь, что растения
с листьями такого вида в Британии не встречаются. С распространением железа
мастера отказались от непременного копирования «ботанических фигур», и
появились ромбовидные, мечевидные и другие подобные наконечники.

На рисунках к фэнтези копья любят изображать с большим количеством жуткого
вида зубцов. На деле зубцами копья снабжали нечасто: железко, оно денег стоит,
и вынимать его потом... в общем, вы поняли. Охотничьи снаряды, вроде
китобойного гарпуна, действительно зазубривали — дабы добыча не ушла; а из
боевых копий такого дизайна удостаивались те, задача которых — воткнуться в щит
и там остаться. Вроде пилумов, о которых речь ниже.

Дротик, рогатина и все-все-все

Оружейная терминология, особенно западная, различает много десятков
разновидностей копья. Русская чуть поскупее (она специализируется на ударном
оружии, такая, видать, местная специфика). Поговорим о самых известных из
истории видах.

Пика или копье?

В чем разница между пикой и копьем? Как ни странно, на этот счет есть
далеко не одно мнение. Не побоюсь сказать, что в литературе — даже специальной
— существует немалая путаница.

Первая точка зрения — что пика просто длиннее копья. Другими словами,
то, что длиннее двух метров — пика, а все, что короче — копье. В таком случае,
рогатина, дротик и протазан — копья, а рыцарь и фалангит вооружались пикой.

Вторая, менее популярная версия — что различие в форме наконечника.
Ориентированный на пробой доспехов узкий наконечник — пика, широкий листовидный
— копье.

В этой статье я стараюсь придерживаться первой версии, как
поддержанной более авторитетными источниками. Но, если вам по душе называть
копье пикой, в этом нет большого греха. Тем более что даже сами владельцы
боевых копий (или пик?) нередко в этом путались.

Дротик

Он же — сулица, фрамея или фэйцян, смотря по национальности. Классическое
метательное копье: тыкать им в ближнем бою, конечно, можно, но предназначено
оно в основном для броска. Типичная длина дротика — около полутора метров, но
возможны варианты. Древко дротика не такое мощное, как у пики — ему не надо
держать удар, а надо летать подальше. Но длина его, как ни странно это для
незнакомых с предметом, имеет первостепенное значение: длинный дротик дальше летает.

(А то, чем играют в дартс, называется обычно «метательной стрелкой» и к
дротику никакого отношения не имеет. Но в последнее время повелось называть
стрелку тоже дротиком; в общем, муха тоже вертолет, только маленький совсем.)

Если хотите знать, на какое расстояние его можно швырнуть — ознакомьтесь с
таблицей олимпийских достижений. То, что кидают спортсмены — именно дротик. А
если серьезно, то считается, что дротик можно кидать на расстояние до 20
собственных длин, а с копьеметалкой (петлей или дощечкой) — вдвое дальше.

Дротик возник как охотничье оружие в первобытные времена (тогда его снабжали
обычно костяным или роговым наконечником). В античности его сперва начали было
вытеснять луки; но оказалось, что у дротика выше пробивная сила, и греческие, а
равно римские армии вернулись к «классике». Впоследствии появились более мощные
луки, что и ознаменовало конец применения дротика цивилизованными народами.
Дикие же обитатели джунглей, вполне возможно, пользуются ими и по сей день.

В играх: встречается в стратегиях на римскую и греческую тематику, хотя
иногда его вдруг решают сделать непригодным для метания. Из фэнтези-стратегий
сходу вспомнился классический Master of Magic, где он служил национальным
оружием людоящеров (и в самом деле отличался высокой пробивной силой). В
ролевых играх дротики обычно, в дань традиции, моделируются, но толку от них
чрезвычайно мало. Впрочем, большинство фэнтези-миров находится на более высокой
стадии развития военной техники, так что это можно считать закономерным.

Пилум

По сути — это разновидность дротика, но такая знаменитая, что грех не
посвятить ей отдельную главку. Пилум — дротик римских легионеров, пригодный и
для метания, и для ближнего боя.

Самая интересная черта пилума (появившаяся, впрочем, не сразу) — длинное,
зазубренное железко, чуть ли не в метр длиной, сделанное из мягкого железа.
Пилум служил для того, чтобы метнуть его в щит врага: там он застревал и
ломался, не давая как следует использовать щит. После чего неприкрытый враг
становился уязвим.

Было у такого длинного наконечника и еще одно применение: имея дело с
галлами, которые не слишком полагались на щиты, а в бой рвались с яростью
берсерков, римляне подставляли пилумы под их мечи. Железо у галлов было
дрянное, быстро тупилось, а колоть мечами они не умели и не любили...

Метали пилум посредством амендума — ремня-копьеметалки. Его римляне,
по-видимому, позаимствовали у греческих метателей дротика — пельтастов.

Век пилума не закончился с падением Рима. Франкские воины, по-латыни не
разумевшие, называли его ангоном, но боевые качества пилума от этого не
пострадали.

В играх: в Rome: Total War пилум присутствует, но играет роль самого
обычного дротика. Особых свойств за ним не замечено ни в одной известной мне
игре.

Гарпун

Еще один ближайший родич дротика, отличающийся зазубренным наконечником и
зачастую веревкой, привязанной к его концу. Охотничье оружие, в основном на
рыбу или морского зверя, хотя есть и сухопутные вариации.

Гарпуны известны также с первобытных времен и просуществовали до наших дней;
правда, сегодня их не кидают рукой, а выстреливают из пушки.

На войне гарпуны никогда не применялись; впрочем, пару столетий назад
покалеченные гарпуном люди порой встречались. Китобои — люди темпераментные, и
отношения между собой выясняли порой самым решительным образом.

В играх: практически не встречается, только в старенькой Midnight Tale он
был лучшим оружием против... белых медведей.

Острога

Острога или кол — древко без наконечника, просто заточенное или обожженное.
Одна из древнейших разновидностей копья. Предназначена для охоты или рыбной
ловли; но благодаря распространившимся данным о полезности именно такого оружия
против вампира появилась в фэнтези и в играх.

Также острогой называют тонкое рыболовное копье с зазубренным наконечником.

Кавалерийские пики

Конные пики (lances) известны с античности, но в те времена были они по
преимуществу дротиками. Как уже упоминалось, без стремян пытаться с разгона
поразить кого-то копьем очень опрометчиво: предательский удар наносит закон
сохранения импульса. Лошадь продолжает гордо скакать в атаку, а всадник, описав
красивую параболу, приземляется в распростертые объятия вражеской пехоты.

Однако скифы придумали стремена — и вскоре все профессиональные армии
пересаживаются в седла. Еще недавно главной силой войска была пехота, и вот...

Для использования с коня нужно самое обычное длинное копье, разве что его
стоит снабдить упором (либо на самом копье, либо на доспехах всадника), чтобы
удобнее было наносить удар — силушка-то у лошади нешуточная. Делать древко
особо прочным нерационально: скорее всего, после атаки копье сломается. Их даже
специально облегчали — чтобы сломалось точно. А то вдруг попадешь в дерево —
тогда и стремена не удержат.

Это интересно: глядя на московский герб со святым Георгием, поражающим
змея копьем, вы видите великолепный экземпляр развесистой клюквы. Во-первых,
святой Георгий, будучи римлянином, конечно, не мог ни вооружиться таким
образом, ни сесть на коня со стременами. Во-вторых, согласно каноническим
текстам, он вовсе не сразил дракона копьем, а будучи святым, увещевал его
словом божьим. Хотя надо признать, что идея атаковать дракона рыцарским копьем
сама по себе неплоха, если дракон не очень поворотлив.

До стремян длинную пику с коня пытались использовать парфяне и македонские
катафракты; это была обычная пехотная сарисса, привязанная к лошади (то есть
всадник не держал ее рукой, а только направлял). Оружие это довольно неуклюжее,
и стремена многое изменили в тактике кавалерии.

Помимо реального боевого эффекта, атака кавалеристов с копьями еще и
чрезвычайно устрашает. Очень трудно не броситься врассыпную, когда на тебя
скачет этакий монстр с пикой наизготовку. А кавалерии, ясное дело, только того
и надо...

Единственным оружием всадника пика не была никогда. К ней обязательно
прилагался меч, булава либо бердыш. Причины очевидны.

В рыцарские времена пика развилась чрезвычайно. Появился закрывающий руку
щиток, и полученное оружие очень мало напоминало изначальный заостренный шест.
Возникла и специальная турнирная разновидность с тупым наконечником в форме
жемчужины.

Внимание — миф: из романа «Айвенго» и фильмов по нему все знают, что
на рыцарском турнире можно было выбрать бой на турнирном или боевом оружии.
Описан даже красивый церемониал этого выбора. Все это прекрасно, но в
действительности такого, конечно, не было: риск и так был достаточно велик. И
даже убитый на турнире французский король Генрих II погиб от самого что ни на
есть «безопасного» турнирного копья.

В играх: обязательное оружие тяжелой кавалерии во множестве стратегий, хотя
ее эффект по пробиванию строя в полной мере реализован только в серии Total
War.

Есть игры, где в качестве элемента реализован рыцарский турнир — например,
Defender of the Crown. А на конец 2006 года анонсирован даже симулятор
турнирного боя — Ivanhoe: Ashby Tournament. Что забавно, пока там не обещают
дать поиграть за самого Айвенго, предлагая в качестве выбора Черного Лентяя
(Ричарда Львиное Сердце), Реджинальда Фрон де Бефа или сэра Томаса Малтона, который,
хоть и был доблестным рыцарем, на турнире в Ашби, согласно Вальтеру Скотту, не
присутствовал.

Ultima Online — одна из немногих ролевок, где можно в полной мере
воспользоваться конной пикой.

Рогатина

Она же — загонное копье. Незнакомые с вопросом люди представляют себе что-то
странное о двух длинных остриях, на самом же деле у рогатины всего одно острие,
и она не слишком отличается на первый взгляд от классического копья. Основные
особенности: толстое древко (так, чтобы только-только обхватить рукой) и,
зачастую, небольшая перекладина сразу за боевой частью наконечника. Длина —
около двух метров.

Рогатина — оружие изначально охотничье, предназначенное против кабана,
медведя и других крупных и опасных зверей. Такое толстое древко нужно затем,
чтобы удержать зверя, уперев тупой конец оружия в землю. Перекладина — затем же
(а то, чего доброго, зверюга своим весом навалится на копье и доберется до
охотника). Выставив острие вперед на атакующее животное, тупой конец заранее
упирали, да еще и придерживали его ногой.

На войне рогатина служила оружием против лошадей. Преимущество — все то же:
не дает добраться до хозяина. Но всадники вооружились длинными пиками, и
пришлось удлинять оружие и пехоте; а следовательно — делать древко тоньше,
потому что рогатину в четыре метра не всякий удержит в руках.

В качестве атакующего оружия рогатина неудобна: тяжелая и без противовеса.
Метать ее охотнику иногда приходилось, но удовольствия он, скорее всего, не
получал.

В играх: практически не встречается. И это глупо, потому что лучшего оружия
против многих фэнтези-монстров и не придумаешь. Правила на этот счет в D&D
имеются, хотя и очевидно недостаточные.

Категория: разное | Добавил: Pirate (26.09.2008)
Просмотров: 1532 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас,
Моб!
Поиск
Друзья сайта
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Мобов: 1
Друзей: 0
статистика посещений Besucherzahler lavalife singles
Copyright SpiritAs © 2024