Ближний Восток В пустынях Аравии, Берберии и Палестины конница также была основным войском, но не тяжелая рыцарская, а легкая. Носить броню на манер европейской под палящим пустынным солнцем невозможно. Поскольку разрубать доспехи оказалось незачем, а скорость приобрела решающее значение — то и основной меч арабов стал не рубящим, а режущим. Он называется скимитаром (у персов — шамширом, у турок — киличем). Скимитар — клинок сравнительно легкий и очень острый. Он предназначен для маневренного боя: на удар нужно намного меньше времени, чем с тяжелым мечом, Для усиления удара он сильно изогнут (форму шамшира и вовсе характеризуют как «подобная луку»). Считается, что скимитар произошел напрямую от хопеша еще в те времена, когда дикие арабы скитались по пустыне в окрестности Египта. Так ли это, в точности неизвестно. По мере изобретения лучших видов металла для оружия (вспомним дамасскую сталь) скимитар дальше усовершенствует свои сильные стороны, становясь еще легче и острее и постепенно переходя в саблю. Внимание — миф: одно из самых странных поверий в мире оружия породила история о «двурогом клинке» пророка Мухаммеда. Удивляясь странной характеристике, многие представили себе такую неимоверную чепуху, как меч с двумя клинками: то ли расходящимися под углом градусов в тридцать (этакая гигантская вилка для бутерброда), то ли направленными в противоположные стороны. Отсюда и пошли двухклинковые мечи, которые мы с вами можем наблюдать во множестве игр, например, Warcraft III или Neverwinter Nights. На самом же деле, по-видимому, клинок Мухаммеда был всего лишь двояковыгнутым, на манер ятагана; не исключен и другой вариант — что это просто характеристика неописуемо быстрых взмахов меча («кажется, будто он разом в двух местах»). Но не подлежит сомнению, что никто, будь он хоть Мухаммедом, хоть четвероруким Шивой, не сможет эффективно использовать меч с двойным клинком. Двойное оружие может быть лишь на очень длинном древке — и это уже будет не меч, а секира. Или посох. На арабскую технику постепенно переходят и византийцы; их армия вообще очень похожа на восточную, хотя вооружение и потяжелее. Персы, которые сражались в доспехах, на крупных конях и с пиками — почти как франки, — тоже постепенно переходят на кривой клинок (после завоевания их арабами), но остаются в сарацинской армии тяжелой конницей. Только персидские всадники могли встретить крестоносцев лоб в лоб; арабам же приходилось маневрировать, осыпать издали стрелами и вообще избегать прямой встречи. Индия тоже воюет похожим образом, но отстает. К тому моменту, когда мечи арабов уже рассекают на лету шелковый платок, индийцы своими клинками все еще пытаются рубить. В конечном счете это приводит к серьезным поражениям. При моголах они привыкают к сабле-тулвару. Турки адаптируют саблю и к пешему бою: так появляется янычарский ятаган. На первый взгляд он мало похож на традиционные клинки Востока: выгнут в обе стороны и чем-то смахивает на кукри. Работают им и так, и этак; ятаган показал себя весьма эффективным, но одним из самых сложных в обучении видов оружия. Дальний Восток Основную особенность японских мечей, наверное, представляют себе все. Легкий изгиб, режущий клинок, длинная рукоять, практически нет гарды, на конце — клиновидное острие. Что популярная катана, что более короткие вакидзаси и шото, что двуручный но-дачи — все они устроены примерно одинаково и отличаются в основном размерами. Техника японцев весьма сложна и разнообразна: вскоре после появления школ боевых искусств с нагинатой появляются аналогичные и с катаной, и развивается масса приемов и стоек. Япония — по-видимому, единственная страна, где с давних времен активно используются парные клинки (катана + вакидзаси или шото). Арабы применяли их эпизодически, а в Европе широко распространилась только техника «шпага + кинжал», и то, конечно же, намного позже. При этом нельзя сказать с уверенностью, что японская техника боя превосходила западную: они не сталкивались, и все предположения на этот счет чисто спекулятивны. Конечно, для таких мечей требовался очень качественный металл и работа. Так оно и было: по цене катана превосходила вооружение европейцев и арабов во много раз. Самурайское войско не могло быть особенно многочисленно, а другие сословия мечей не носили. Китайцы же не привязывались к «единственно верной» форме меча, а непрестанно экспериментировали. Самой популярной, похоже, была форма, слегка напоминающая скимитар: однако этот клинок изогнут лишь с одной стороны, другая — прямая, и заметно тяжелей. Она называется просто «меч»: дао. Но были и другие мечи: прямые, наподобие сабли джианы (дан гьены); катанообразные водао; утяжеленный дао-клинок на длинном древке — секира-меч дадао, о ней мы говорили в статье о секирах; двуручный мяо дао; напоминающий катану джанмадао и многие другие. Чуть ли не любой меч, когда-либо производившийся на свет от Исландии до Индонезии, имеет свой аналог в Китае. Применяли китайцы и технику парных клинков: правда, все больше с маленькими «мечами-бабочками», которые скорее кинжалы, нежели мечи. Оружие Востока — отдельная огромная тема; мы вернемся к ней позже в отдельной статье, и я для этой цели передам перо специалисту в этой области. Мое знакомство с восточными техниками слишком поверхностно, чтобы вдаваться в подробности. В Новом времени огнестрельное оружие нанесло смертельный удар тяжелой броне — и вместе с этим изменились и фехтовальные приемы. В чести оказалась подвижность, Доспехи еще не исчезли: но теперь главным типом доспехов стала кираса, а она многое оставляет открытым. И оказалось, разумеется, что в ближнем бою выгоднее не пытаться пробить кирасу, а сосредоточить атаки на руках и ногах противника. В Европе эсток постепенно начал преобразовываться в шпагу. Как ни странно, при этом он вновь обзавелся лезвием (дабы сохранить возможность и режущих ударов) и слегка укоротился. Очень развилась гарда: появились чаши, а также гарды-ловушки, предназначенные для захвата клинка противника. Обычно в фильмах про мушкетеров и других героев «романа плаща и шпаги» изображают вовсе не шпагу, а рапиру: очень легкий, чисто колющий клинок. Но рапира входит в моду позже: в XVII веке, причем и тогда это — оружие придворного хлыща, а никак не военного. Д’Артаньян, надо полагать, носил военную шпагу. Внимание — миф: д’Артаньян — автор соответствующих мемуаров, обработанных Дюма. На самом деле эти «мемуары» — подделка, и даже более того — пасквиль, написанный Гасьеном де Сандрасом на много лет позже. Но капитан Шарль д’Артаньян, видимо, действительно существовал и был убит при осаде Маастрихта. Вместе с появлением шпаги возникает сложная фехтовальная техника; в моду входит бой шпагой и кинжалом. Но техника боя все равно мало напоминает то, что можно увидеть в кино. Так, например, в ряде фильмов мы с удивлением наблюдаем попытку, скрестив клинки, «передавить» противника. Так шпагой не работают. Еще более удивительна сцена, которую также можно встретить в околоисторических фильмах: передавливание шпагой алебарды. Во-первых, для этого нужна геркулесова сила, а во-вторых, шпагой алебарды не давят, а рубят. В частности, за этим и сохранилось рубящее лезвие! Беготня по комнате, эффектные удары ногой и прочие шалости в этом роде — тоже романтическая чепуха. Во времена д’Артаньяна французская техника фехтования предполагает минимум шагов, а работают в основном рука и корпус. Подвижный бой внедрили итальянцы; во Францию этот стиль приходит намного позже... чтобы сразу же смениться стилем, напоминающим современный. Вот обученный в Италии Николя Давид, убитый Шико в «Графине де Монсоро», быть может, мог фехтовать в «прыжковом» варианте. Ну, а удары ногой для дуэли вообще подходят слабо. Бесчестная это штука. До дворянина можно дотрагиваться лишь клинком! В кавалерии (и флоте) берут на вооружение восточную саблю. В XVII-XVIII веках она быстро распространяется по всей Европе и Америке. Сабельная техника, однако, изменяется наподобие шпажной. В некоторых странах сабля полностью заменяет шпагу. Особенно в тех, что побывали под турками: Румыния, Сербия. В Германии шпага слегка изгибается и весьма похожа на саблю. Примерно на таком оружии, только немного потяжелее, идут знаменитые студенческие дуэли. Романтику в этих дуэлях мог усмотреть только немецкий студент: бойцы заматывались в защитную одежду, прикрывая шею и грудь, старались рассечь лицо и гордились шрамами. Ничего даже отдаленно напоминающего технику фехтовальщиков; с тем же успехом они могли бы драться на мясорубках. Есть в кавалерии и практически прямой клинок, потомок рыцарского меча: палаш. Им вооружают в основном тяжелую конницу (кирасир, например). Однако в начале XIX века карьера мечей как боевого оружия начинает подходить к концу. Мы еще увидим казацкие сабли и шашки и в более позднее время, но все же клинки уступают место штыку, оставаясь оружием дуэли, церемониала или стражи.
|